//ТРИ КИТА детского сада № 18

ТРИ КИТА детского сада № 18

«Образование. Развитие. Забота.» — вот три основных составляющих успешного воспитательного процесса в детском саду № 18. Анна Евгеньевна Найденкова, заведующая ДОУ, рассказала об одной из самых важных, животрепещущих тем — взаимодействии с родителями.

 

— Мы по-прежнему работаем с особенными детьми, — рассказывает Анна Евгеньевна, — с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, с умственной отсталостью различной степени выраженности — умеренной, тяжелой и легкой. Дети с сочетанными нарушениями поступают в отдельную группу.
— С особенными детьми лучше заниматься индивидуально или в небольших группах?
— На мой взгляд, отсутствие индивидуального обучения не является нашим недостатком, а скорее положительным моментом для развития эмоционального интеллекта ребенка, его социальной адаптации. Так, дети с расстройством аутистического спектра, находясь в «разношерстной» компании детей, могут быстрее социализироваться и быть успешными. Мы видим результаты, когда дети поступают к нам с тяжелыми формами заболеваний, а выходят уже с другим анамнезом и могут пойти в массовую школу. Конечно, у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и для наших воспитанников мы ставим разные задачи, которые достигаем постепенно, по мере развития и компенсации имеющихся у ребенка нарушений.
— Какие возможности психологической и иной поддержки существуют для родителей?
— Прежде всего, мы продолжаем работать в рамках Родительского клуба, который осуществляет помощь родителям. Для этого используются различные формы работы: мастер-классы, семинары-практикумы, видеосюжеты, родители, педагоги вместе с детьми осваивают различные виды деятельности, мы показываем, на что дети реагируют. Основная проблема в том, что родители, зачастую, не знают, как обходиться со своими детьми. Кроме того, им приходится испытывать социальное давление общества и близких: бабушек, дедушек. Психологическую поддержку им взять негде, отсюда и проблемы с принятием того факта, что ребенок особый. Это вызывает дисбаланс внутри семейной системы, что безусловно, отражается на ребенке и не делает его нервную систему более стабильной. Он реагирует так, как может: следствием становятся капризы и нежелательное поведение. Мы же помогаем стабилизировать обстановку в семье, показываем возможности взаимодействия с ребенком: как и что можно с ним делать, подчеркиваем, что они счастливая семья. Есть куча занятий, которые их ребенок может выполнять вместе с родителями, и в рамках Родительского клуба мы показываем, как можно наладить это взаимодействие.
— Какие ещё форматы взаимодействия с родителями вы используете?
— У нас есть Консультативный пункт, в рамках которого мы работаем со всем городом. Можно записаться к педагогу-психологу, учителю-дефектологу, получить поддержку в психологическом плане. И хотя в детский сад принимаем детей с 3-х лет, мы понимаем значение ранней помощи, раннего вмешательства, поэтому берем деток даже чуть младше. На консультативный же прием можно прийти с ребенком любого возраста. Мы расскажем, как лучше себя вести с ребенком, это и будет самая ранняя и самая нужна помощь.
— Анна Евгеньевна, что вы планируете в перспективе?
— В перспективе открытие службы ранней помощи, но это упирается в финансовую и административную поддержку. Наша цель — помочь мамочкам, которые столкнулись с этой непростой задачей. Не всё так страшно, и чем раньше мы начнем совместную работу, тем лучше будет результат. Мы — единственное учреждение полностью коррекционное, которое работает с особыми детьми, имеет большой опыт в этой сфере. К тому же мы помогаем педагогам и в рамках городских профессиональных сообществ. Сегодня законодательство и проект «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» предполагает, что особенные дети могут пойти в любое учреждение, и детский сад обязан создать условия для их обучения. Поэтому мы приглашаем педагогов, помогаем им с разработкой индивидуальных программ, подходов, рассказываем им, как взаимодействовать с особенными детьми. Чем меньше тревоги у педагога, тем качественнее взаимодействие с ребенком. Исходя из этого, мы и выстраиваем всю нашу деятельность, направленную на максимально эффективное развитие детей и поддержку родителей.

Марина МАКИНА