//ЛГТУ – это не только профессиональные навыки, но и развитие личности

ЛГТУ – это не только профессиональные навыки, но и развитие личности

С новым руководителем всегда связывают новый период в жизни предприятия, организации, учреждения.
Об основных направлениях развития университета рассказал ректор ЛГТУ, доктор технических наук Павел Сараев.

— Стратегическое развитие университета невозможно без максимального включения коллектива университета в формирование направлений для своего развития, — подчеркивает Павел Викторович. — Важно создать такую среду, чтобы каждый сотрудник понимал, что он отвечает за университет, а не только за свое направление. В случае если он хочет сделать университет лучше, он должен участвовать в мероприятиях, вносить предложения, предлагать решения. В июне была проведена стратегическая сессия университета, на которой мы постарались собрать и рассмотреть новые предложения. Не все направления простые, потому что большинство из них связаны с необходимостью вкладывать определенные ресурсы.

— Что это за направления?
— Самое главное – цифровизация. Мы понимаем, что объем работы только увеличивается. Прежде всего это касается спроса работодателя со стороны руководства страны и региона к качеству подготовки выпускников. Чтобы справляться с этой работой, невозможно не применять современные информационные технологии. Второй важный аспект – это необходимость модернизации студенческой среды, преобразование её в более активную, не только в плане культурно-массовых работ, но и в плане учебы, образования, научной деятельности. Наша задача – воспитать студента, который понимает ответственность за свое образование. Он должен иметь мотивацию, активно вовлекаться в разные мероприятия и события. Актуальным является развитие такой деятельности, внедрение проектного подхода к обучению. У нас проводится все больше конкурсов, хакатонов, решений кейсов.
Безусловно, мы должны ещё более плотно работать с работодателями. Это важно не только для нас, но и для самих предприятий, которые желают получить более подготовленные кадры, знающие специфику предприятия. Мы стараемся взять курс на активное вовлечение работодателей: например, компаний в сфере информационных технологий. Так, создан IT-кластер под эгидой управления информатизации администрации Липецкой области. Мы внесли изменения в учебный план, активнее вовлекаем сотрудников предприятий в учебный процесс. В рамках курса «Введение в специальность» представители компаний приходят и рассказывают, почему информационные технологии интересны, чего в них можно добиться, на что следует обратить внимание.

— Многие сегодня поступают «лишь бы куда-нибудь поступить»? Как сейчас преодолевается эта инерция, когда родители отдают чадо только потому, что «высшее образование надо иметь»?
— Безусловно, это следствие того, что высшее образование является массовым. Раньше оно было элитным и существовал очень жесткий отбор поступающих, соответственно, процент тех, кто приходил за знаниями, навыками, умениями, был больше. В любом случае человека, который получил высшее образование, видно, когда с ним работаешь или даже просто беседуешь. Высшее образование – это не только получение профессиональных навыков, это развитие личности человека, который может обучаться, самообучаться, критически мыслить, общаться, работать в команде, учиться новому, отсеивать информацию, выделять приоритеты. Это самое главное. Мы говорим о том, что профессии и направления меняются, но, если у человека есть эти навыки – они называются софт-скилз («мягкие навыки») – он может достаточно быстро перепрофилироваться, найти что-то новое в своей деятельности или другой. Это человек, который не боится экспериментировать, который понимает, что ошибка – это неотъемлемая часть нашей жизни. Обучиться сегодня и на всю жизнь, к счастью или к сожалению, уже нельзя. Часто используется термин, может быть затертый, – «непрерывное образование». Прокатчик становится мастером, директором – ему мало знаний и навыков в сфере прокатного производства, ему нужно знать менеджмент, управление, финансы, бухгалтерский учет, информационные технологии, иностранный язык и т.д. Получается, в течение всей жизни он должен обучаться.

— А наше российское высшее образование соответствует этому запросу?
— Когда мы готовим специалиста, нужно понимать, что у человека, который учится, и предприятия, куда он придет работать, разные задачи. Предприятие требует профессиональных навыков, но для самого человека бывает более важным сделать упор на эти «мягкие навыки». Болонский процесс, к которому присоединилась наша страна, — это есть шаг к пониманию того, что есть базовые вещи в образовании, на основе которых потом приобретаются дополнительные профессиональные компетенции. Проблема в том, что мы не сразу поняли идею перехода на двухуровневую систему – бакалавриата и магистратуры. Первые четыре года человек получает базовые знания и компетенции, а потом определяется: либо он поступает в академическую магистратуру, либо профессиональную. У нас же специалитет попытались сузить до бакалавриата: уменьшили, сжали, но профессиональную составляющую оставили. И такой подход отличается от той идеи, которая закладывалась изначально.

— Как относитесь к рейтингам вузов – российским, международным? Считаете ли их результаты объективными и ставите ли перед собой задачу входить в это ранжирование?
— Мы активно занимаемся работой по вхождению в разные рейтинги, в том числе международные. Но никакой рейтинг не даст абсолютно объективную информацию о вузе – только отдельные аспекты, мнения экспертов будут учтены. Тем не менее, рейтинги оказывают сильное влияние на развитие университета. Чем больше он упоминается в рейтингах, тем лучше студенты и профессиональней преподаватели. И наоборот. Заниматься работой с рейтингами необходимо, в любом случае они отражают деятельность вуза. Просто работать на рейтинг никогда не получится – нужно развивать университет: его известность, его репутацию, его значимость.

— Один из великих сказал: «Знания, за которые платят, запоминаются лучше». Как представлены в ЛГТУ платные услуги?
— Платная составляющая бюджета вуза есть в любом образовательном учреждении, и со временем она возрастает. У нас это порядка 1/3 бюджета: образовательные услуги, научно-исследовательские разработки, учебно-спортивный комплекс и т.д. Мы должны сами зарабатывать деньги – от этого зависит свобода выбора университета при расходовании этих средств.

— Вы математик. Находите время для занятий математикой?
— То, что делаем мы, это не то, что называется фундаментальной математикой. Основные исследования проходят на кафедре прикладной математики – это применение тех математических методов, моделей, которые позволяют решать сложные инженерные задачи. Основной объем работ, который проводят ученые ЛГТУ, связан с нашим основным партнером, — НЛМК. По-другому, мы создаем цифровой двойник, то есть построение математической модели, когда мы можем получать какие-то результаты, не экспериментируя с самим объектом. Мы активно привлекаем студентов к решению отдельных задач – затем эти решения оформляются в дипломы и диссертации. Это выгодно и нам, и предприятию. Тем не менее, есть люди, которые занимаются и фундаментальными вопросами, что позволяет выигрывать гранты бюджетных фондов, например, Российского фонда фундаментальных исследований или Российского научного фонда.

— Павел Викторович, а поступая в институт, могли представить себя в качестве его ректора?
— Такая мысль даже не приходила в голову. По окончании ЛГТУ я ещё 6 лет проработал инженером-программистом и только потом пришел в вуз в качестве преподавателя.

— Каким Вы видите ЛГТУ в дальней и ближней перспективе?
— Мне часто задают вопрос: а что вы хотите от вуза? Конечно, мне хотелось бы, чтобы мы попали в тройку лидеров, но понимая, что вуз региональный и у нас есть свои особенности, это нельзя назвать реальной целью. Ставить задачу войти в 80 лучших вузов – это не амбициозно. И я выработал для себя личный критерий. Через 5 лет заканчивает школу мой ребенок, и я надеюсь услышать: «Папа, я хочу поступить в Липецкий государственный технический университет!» И главное, чтобы я мог ему ответить: «Поступай, потому что я уверен в преподавателях, с которыми ты станешь настоящим профессионалом».

Марина МАКИНА