//Наталья Ельчанинова: «Друзья мои, прекрасен наш союз»

Наталья Ельчанинова: «Друзья мои, прекрасен наш союз»

«Выпускник лицея 44» — это звучит гордо! С этой немного измененной цитатой из Максима Горького, пожалуй, соглашусь не только я, выпускница 2004 года, но и все мальчишки и девчонки, которые за более чем полувековую историю альма-матер вышли из её стен: смелые, елеустремленные, ответственные, готовые к следующему шагу во взрослую жизнь. О новых страницах истории лицея рассказала его директор — Наталья Федоровна Ельчанинова, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук.

— Несмотря на естественно-научную и математическую направленность обучения в лицее, – подчеркивает Наталья Федоровна, –  образовательный и воспитательный процесс в нашем учебном заведении построен таким образом, что лицеисты развиваются всесторонне, изучая предметы и гуманитарной, и эстетической направленности. Если говорить о тенденциях, то мы продолжим развивать математическое образование в лицее с первого по выпускной классы.

— Насколько я помню, лицей первым ввёл профильные математические классы. Теперь какой выбор предлагается учащимся?
— По окончании 7-го класса лицеистам предстоит сделать выбор одной из школ, которые формируются у нас с 8 по 11 класс: школа инженерной культуры, школа экономико-правовой грамотности и школа естественно-научной культуры. Эти три школы объединены в проект, направленный на формирование профессиональных ориентиров учащихся. Он помогает им определить наличие профессиональных интересов, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой труда. Таким образом, выбирая тот или иной профиль, дети начинают понимать, какие компетенции им необходимы для освоения профессии и продолжения своего образовательного и карьерного пути. Кроме того, этот проект предполагает активное участие и родителей, которые преуспели в той или иной области и являются примером, образцом успешной траектории развития.

— Определить свои профессиональные ориентиры детям наверняка помогает и научная деятельность. В лицее до сих пор действует НЛО — научное лицейское общество?
— Да, конечно. В прошлом учебном году на базе лицея состоялась юбилейная X региональная конференция учащихся «К вершинам знаний», посвященная теме «Сильная Россия – Россия созидателей». На ней были представлены 243 работы школьников из 37 образовательных учреждений Липецкой области, в том числе работы лицеистов. Эта конференция стала итоговым событием работы сетевого сообщества в рамках проекта «Созидатель», победителя конкурса ЦФПРО. По итогам реализации этого проекта был издан методический сборник «Воспитываем созидателя», а также создан видеоролик «Мы – созидатели». В текущем учебном году по решению координационного совета института развития образования Липецкой области на базе нашего лицея была открыта инновационная площадка «Формирование профессиональных ориентиров учащихся в условиях открытого образовательного пространства». За этими сложными названиями стоит простой смысл: в ходе учебной и проектной деятельности, социальных практик лицеисты приходят к пониманию, что секрет успеха заключается в способности найти свое дело по душе.

– Непосвященному может показаться, что усиленная составляющая технических наук в образовательном процессе может обесценить гуманитарное образование…
– Это совершенно не так. Русский и иностранный языки являются базовыми предметами в лицее, а кафедра словесности издавна славится как одна из сильнейших.

– Ваша покорная слуга – живой тому пример, нашедший себя не в технической, а гуманитарной сфере…
– Вот видите! Ещё одним доказательством того, что мы не замыкаемся в рамках технического направления, может стать тот факт, что в 2015 году именно лицею было предложено разработать проект «Открытие Года литературы» в системе образования города Липецка. Ответственность, конечно, на нас легла колоссальная: первыми зрителями этого уникального события были руководители школ, детских садов, библиотек города. Итогом работы стало невероятно трогательное и содержательно глубокое выступление ребят, которые выразительно читали стихи А.А. Блока и Н. Заболоцкого, открывали для себя и зрителей поэтический мир Д.С. Самойлова и А.А. Усачева, цитировали Л.А. Кассиля и А.И. Солженицына. Не поверите, но в этой работе большее значение имел не только сам праздник, а месяцы подготовки к нему. Это мероприятие стало пилотным и открыло череду ежегодных презентаций, объединенных в воспитательный проект «Из года в год». В 2016 году, посвященному Году кино, мы создали новый праздник – «Волшебный мир, или два билета на дневной сеанс», где вспомнили шедевры отечественной анимации, рассказали о судьбах известных актеров немого кино, показали первые короткометражные картины. Мероприятие в честь Года экологии получило громкое и в то же время пронзительное название – «Другого дома нет»: лейтмотивом этой литературно-музыкальной композиции стала песня «Как прекрасен этот мир, посмотри» и мысль о том, что нет ничего совершеннее, гармоничнее и красивее, чем наша Вселенная. А в настоящее время мы готовим концерт, посвященный открытию «Года театра», где также будет много сюрпризов. Приглашаем и вас!

– Какие ещё воспитательные проекты стали любимыми у лицеистов?
– Один из самых любимых – «Новая волна», где дети проявляют себя творчески и соревнуются в разных номинациях: «Поэзия», «Вокал», «Хореография» и т.д. Стихи, музыка, танцы, ораторское искусство – вот неполный список тех сфер, где лицеисты представляют свои таланты. Итогом этого проекта ежегодно становится гала-концерт, где широкой публике презентуются лучшие номера. «Учиться надо весело, интересно!» – это один из лозунгов, который мог бы стать эпиграфом к нашей образовательной и воспитательной деятельности. Способность к сочувствию, состраданию, стремление протянуть руку помощи нуждающемуся становится главным посылом действий добровольческого отряда, объединяющего инициативных лицеистов. Любовь к природе, забота о животных побуждает школьников участвовать в экологических акциях, субботниках и слётах. Центром гражданско-патриотической работы в лицее стал виртуальный музей «Рубежи славы», который формирует гражданско-патриотическое сознание, развивает чувство сопричастности судьбе Отечества. А единое информационное пространство в лицее открывает широкие возможности для реализации учащихся: и лицейское телевидение, и радио, и газеты наполняются содержанием благодаря инициативам и совместной работе детей и преподавателей.

– Кстати, о преподавателях. Учитель лицея – это же тоже очень высокий статус и соответствующие требования?
– Вы абсолютно правы. Около 70% наших педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Все преподаватели ежегодно участвуют в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, дают мастер-классы и открытые уроки. При выборе молодых педагогов мы отдаем предпочтение нашим выпускникам, понимая, что выпускник лицея – это бренд, знак качества. Неслучайно, лицеисты, наши выпускники, сегодня занимают высокие позиции в руководстве города и области. Продолжая традиции классических лицеев прошлых веков, наши учащиеся высоко несут звание лицеиста как духовно развитого человека, способного думать и анализировать, готового работать на перспективу и стремящегося реализовать себя и принести пользу Отечеству.
И в заключение всем своим коллегам-преподавателям лицея, и выпускникам-лицеистам, и нашим будущим первоклассникам я с гордостью хочу сказать: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Алина ЦВЕТАЕВА